Что такое пассионарность, идеалы и как их измерить

Зачастую, понять суть чего-либо — это понять его происхождение. Ниже рассказывается история превращения «умственного» теста Никитина Б.П. в методику диагностики пассионарности и психологических акцентуаций. Текст был написан весной 97 года. С тех пор многое изменилось в интерпретациях, но я оставил текст без изменений.

ПУТЕШЕСТВИЕ  ЗА   ИДЕАЛАМИ

   Когда осенью 96 года Борис Павлович пунктуально, «с ложечки» обучил меня своему тесту для измерения продуктивности умственной работы (ПУР), я и представить себе не мог те приключения, в которые вовлекут меня, — и не одного, — эти кубики.

Первоначально предполагалось, помимо чисто количественного вычисления ПУРа, понаблюдать КАК человек складывает узоры и попытаться проинтерпретировать это. К этому времени, у Бориса Павловича были описаны некоторые особенности, которые я все, но неаккуратно переписал и теперь не смог все прочесть: складывают в коробке; укладывают в коробочку свой последний узор — видимо, жалко; не убирают рабочее место; отказываются от образца; интересуются, можно ли приготовиться к укладке (упаси боже, ответить! — молчать); после выполнения возвращаются в свою подготовленную систему, например, все — синими гранями верх; изучают кубики не вынимая из коробки; используют предыдущий узор для построения следующего; не говорят «готово», даже если показываешь секундомер или, наоборот, спешат сказать «все» до готовности; выкладывают восьмой узор без уголков. Все это говорит о человеке. Но что?

Близко зная тестируемых людей, оказалось захватывающе интересно находить связь их личных  особенностей и того, КАК они складывают узоры. «Оформление» белыми кубиками основного узора соответствовало выраженной аккуратности, неспешности, склонности к основательности и качественному выполнению в ущерб времени. У таких людей аккуратные и подробные записи, они педантичны в одежде, иногда весьма щепетильны или помпезны, то есть окружают себя большими и, по их мнению, подчеркивающими их солидность, вещами и смыслами. Безусловно, их сильная сторона — обстоятельность и надежность. В основе их поведения лежит сопротивление прессингу времени, они «нарочно» тянут время укладывая лишние фоновые кубики, успокаивая себя и не поддаваясь лихорадке «скорее-скорее». Даже не склонные на первых узорах «оформлять» их белым, часто прибегают к такому самоуспокоению на последних — 13, 14 и 15. Выкладывая один-два белых кубика, когда напряжение становится невыносимым, они ясно показывают назначение этих лишних движений — «спокойно, спокойно…». Они не «держат» напряжения, поэтому в компании они «разряжают» обстановку, естественны и незаменимы в роли умиротворителей.

Похожи на «оформителей» и те, кто выкладывает узор из большего, чем необходимо, числа кубиков, не окантовывая их белыми. Для них характерна зависимость от других, неспособность самостоятельно ставить себе значимые цели, наедине с собой им скучно — одним словом, приспособление, а памятуя о его непроизвольном характере, следует назвать более точное слово — хвостизм. Сходство «оформителей» и хвостистов в приспособлении, но если хвостисты делают это бессознательно, в силу своей низкой психической энергии, то «оформители» сознательно приспосабливаются, оставаясь независимыми, «себе на уме». Классическое различие конформизма и хвостизма в духе MMPI.

Когда мне встречались эти два случая, то они вызывали во мне весьма различные  чувства. Когда человек выкладывал белую рамочку вокруг красной «дорожки», мне казалось, что они воздвигает забор между собой и миром, чтобы его «не достали», чувствовалась его независимость и глупая сила. Когда же кто-то выкладывал «дорожку» из 16 кубиков, я ощущал его беспомощность и милый инфантилизм, ведь будь здесь 64 кубика, он бы, бедный, строил из всех.

Знаменательно, что дошкольники никогда не прибегают к этому многокубичному варианту и его можно считать исключительно прерогативой взрослых. Более того, для 3-5 летний детей сложить четвертый узор из одного кубика это нечто естественное, тогда как для более старших — это открытие и преодоление своей ригидности: ведь все предыдущие были из четырех. Мне же кажется, что дело здесь в том, что 3-5 летние дети страшно независимы в своей попытке «я сам», и это выражается в очевидном для них решении четвертого узора одним кубиком.

Особенно любопытно было, когда успешно сложив все 11 узоров из 16 кубиков и столкнувшись с 12, где оставался один лишний, человек в недоумении тянул: «А один лишний…». Этот случай показывает, что каждый подходит к решению этих задач с какими-либо установками, например, в этом случае человек подразумевал, что необходимо использовать все 16 кубиков, — он сам себе придумал условие, которое мешало успешности! Случайность? Нет. Зная его жизнь нетрудно было провести аналогию. Подобным образом дело обстоит и с другими особенностями: честность, сверхаккуратность, желание понравиться, обидчивость, эгоизм — все перечислить невозможно, только наблюдай. Получалось, что приступая к тесту мы приносили с собой множество установок, от таких грубых как выкладывание узора в коробке, до едва различимых, как подчеркивающая независимость корректность, короче, мы привносим в тест всю свою жизнь.

Однажды, наблюдая за тем, как я терзал очередного «пациента» кубиками и у того не очень получалось, Joy вдруг воскликнула: «Как будто видишь как мозги на столе шевелятся!» Взглянув на движение рук, и то как они крутили кубики, я вдруг увидел как маленький ребенок, еще не умеющий ходить, ползает по комнате, хватает игрушки, пытается засунуть их туда, куда они не помещаются, норовит достать то, до чего не дотянуться… Да ведь этот тест сплошная деинтериоризация! Поясню выдуманный мною термин. Локомоторная деятельность в младенческом возрасте образует основу будущего мышления; она — практический интеллект, еще не спрятанный под черепную коробку.С возрастом все это быстро переходит во внутренний план действий, — для психологов это аксиома и для этого перехода существует название «интериоризация». И теперь, наблюдая за тем, как складывают узоры, мне было видно это раннее детство: толи его держали в манеже или иначе ограничивали подвижность, толи оставили один на один с миром, была ли у него мама «наседка» или «кукушка». Однажды, один тридцатилетний мужчина, не очень успешно складывая узоры, назойливо и даже агрессивно требовал у меня четкой инструкции, вытягивая из меня подсказки и указания — зная его доминантную маму, я только улыбался.

Стало очевидно, что измерение интеллекта с помощью опросников MMPI или Айзенка гораздо более окольный путь, чем изучение манипулирования кубиками — здесь мы гораздо ближе к мышлению. Мы даже описываем умственную работу прибегая к таким словам, которые относятся к механического движению: силиться понять, напряженно думать, мысли прыгают и подобное. Этимологически, «думать» восходит к «действовать».

ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВОЕ

   Первый, удивительный сюрприз преподнесли те, «кому за тридцать» — так с добродушной иронией мы называли тех, у кого ПУР > 30. Естественно, их было мало: всего 10 из 250 человек. Они не выделялись академической успеваемостью, хотя все соглашались в том, что они умные. Это чувствовалось в общении. Но что это за ум? На этот вопрос не было ответа, но в глаза бросалась схожесть их жизнеустройства, буду точным, житейской неустроенности: бурные или напрочь отсутствующие отношения с противоположным полом (возраст от 24 до 49 и все не в браке), независимость и внутреннее одиночество, строптивы и неуживчивы, невыносимы в быту, неординарны, все увлечены своим делом, ради которого многим пожертвовали (три художника, поэт и музыкант, экстрасенс, маг по кличке «Ландау», иманентный мистик, гуру-бессребреник, отшельник и Jess), каждый из них мастерски чем-либо владел: музыкальным инструментом, живописью, иностранным языком, телом, а мистик управлял собственными снами. Для всех характерно колоссальное внутреннее напряжение, противоречивое сочетание альтруизма и эгоизма, обостренной чувствительности, доходящей до беззащитности и «круговой обороны», граничащей с жестокостью и черствостью, неуемная жажда деятельности. Кроме того, всем им было присуще «прохладное» отношение к науке, а среди двух десятков научных работников ни один не набрал ПУР более 28 (даже очень живой старикашка-академик). Считали ли они себя умными?  50 на 50. Один художник, набрав ПУР = 32 и увидев изумление на наших лицах, сказал: «Вот сходите к какому-нибудь инженеру со своими кубиками — он вам 50 сделает!».

ПРИКЛЮЧЕНИЕ  ВТОРОЕ

     Потрясенный работами Льва Гумилева и очарованный его понятием пассионарности, я три долгих года безуспешно пытался составить тест для измерения это «способности ставить перед собой идеалы и развивать сверхусилия для их достижения». И вот, в туннеле забрезжил свет. Во-первых, «те , кому за 30» — пассионарны; во-вторых, те установки, который каждый привносит в выполнение теста, иногда, вполне можно назвать идеалами. К примеру, добиться решения узора при выключенном секундомере, когда это уже не повлияет на величину ПУРа, работа «после звонка»; и в-третьих, самое потрясающее, — когда я попытался расположить модусы идеалов по возрастанию ПУРа, вся хаотическая картина упорядочилась и каждый человек занял то место, каковое он и занимает в жизни. Выяснилось, что ПУР не зависит от академических успехов, карьеры, ученого звания, социального статуса и прочее, а определяется исключительно жизненными ценностями, не декларируемыми, а практически исповедуемыми. Сама же формула для вычисления ПУРа обрела такой смысл: сумма стоимостей сложенных узоров соответствует идеалам, а дробь «минимальное время/фактическое» — тем целенаправленным экстраординарным усилиям, которые превращают идеалы в реальность или, в случае малой величины дроби (<0.35), оставляют их обломовскими мечтами.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ  ТРЕТЬЕ

   Через два месяца интенсивной работы и поиска «пуритан» набралось десять человек с ПУРом от 30 до 36. Однажды раздался телефонный звонок и Laura, — сама с ПУРом = 34, — сообщила, что только что протестировала некоего Рауля с результатом 49. Я, конечно, не поверил и попросил продиктовать весь протокол, сочтя это расчетной ошибкой. Но, нет! Действительно, сорок девять. Я спросил о том, кто он и чем занимается. Выяснилось, что он пишет стихи, тексты песен и музыку, руководит рок-группой, неплохо владеет английским. Но это было все в пределах объяснимого: все, у кого ПУР был больше тридцати, что-то такое умели… Но 49? И тогда я спросил про планы Рауля на жизнь и вот здесь-то и был ответ на эту невероятную цифру. Оказалось, что он страстно интересуется культурой Майя, что он изучил испанский и иероглифическую письменность индейцев майя, списался с одной из гватемальских школ, где его согласились взять учителем и ему лишь оставалось туда добраться. Но откуда такие деньги на дорогу? Ответ был прост: автостопом до Камчатки, далее, по льду через Берингов пролив, затем, через Северную Америку снова автостопом до Центральной. Теперь я поверил в 49.

Еще через пару месяцев удалось составить шкалу идеалов.

Доминант-ценности

И д е а л ы  ПУР l

Критерий истины Уровень абстракции
= власть над…
 Рост индивидуализма
36

Идеал творчества

Идеал красоты

Идеал мастерства

 Непосредственное чувство, интуиция, красота, бездоказательность «Я так вижу…» «Я так чувствую…». Самость. Владение надличностными смыслами, жертвенность. (ПУР >36)

Владение личностными смыслами = чувствами, способность использовать свои чувства, то есть воплощать их в жизнь

Будь самим собой! Долг тяготит. Будь не просто хорошим генералом, а Лебедем. Будь не только членом боярской думы, но и Василием Шуйским.
30

Идеал знания

Ориентация на соответствие культурным традициям, теориям, логика, верификация и доказательства, авторитеты и факты. Страсть к вопросу и объяснению. Ученые — это обыватели в мире духа. Владение безличностными смыслами, символами и знаками вещей, способность понять и объяснить теоретизирование. Традиционно понимаемый ум — это академический. Забыл себя, живет вне сегодняшнего момента, в мире без времени, в царстве идеальных закономерных связей. Свободный интерес, а не обязанности перед обществом ведут сюда.
24

Поиск удачи с риском для благополучия

Все оценивается с точки зрения практического приложения, пользы или выгоды, ориентир на «успешность» и американскую «эффективность». Готовы все поставить на карту, чтобы сорвать банк. Безналичное владение вещами, возможность материальных благ. РИСК. Суровость к себе, будь тем, кем ты должен быть: хорошей матерью, честным генералом. Долг перед людьми. Жить лучше других.
18

Стремление к благоустройству

Уют, комфорт, безопасность.
Не хотят рисковать достигнутым успехом ради большего.
Реальное владение вещами, меркантилизм, накопительство и осторожность. Презрение к идеалам, которым когда-то позволили захватить чувства. Человеколюбие. Жить не хуже других! Прощание слабостей, усталый гуманизм.
12

Адаптированный обыватель

8

Неспособность регулировать вожделения

4

Неспособность удовлетворить вожделения

Удобство и приспособление
СТРАХ
Неспособность пожертвовать небольшим количеством пищи, питья или сна, ради общего подъема своего материального состояния.
Никаких абстракций! Только реальное! Небрежение к долгу. Преступления.

ЧТО ТАКОЕ ПАССИОНАРНОСТЬ?

К сожалению, диаграммы, графики и формулы пока не удалось вставить.

Страстная и деятельная устремлённость к идеалу, поражающая
работоспособность, способность к длительному сверхнапряжению,
увлечённость — вот портрет пассионария. Изобретатель этого уди-
вительного неологизма, Лев Гумилёв, считал таковыми инициатив-
ного Цезаря, властолюбивого Наполеона, патриотичную Жанну
д’ Арк, жертвенных учёных и художников и, даже, мифического
Дон Кихота. Лев Гумилёв разработал шкалу идеалов весьма близ-
кую идеям Лазурского в основе которой лежит уровень нервно-пси-
хической энергии. А можно ли измерить пассионарность?
Каждый узор — это мандала (янтра), воплощающая тот или иной
идеал. Если человек обладает зрелой нервно-психической структу-
рой ответственной за какой-либо идеал, то он сложит соответству-
ющий узор, с тем меньшим временем, чем дальше его идеал от без-
деятельной мечты и чем ближе он к воодушевляюще-активной ра-
боте. Неспособность сложить узор говорит об отсутствии идеала.
Помимо «горизонтальной» классификации (см. страницу слева)
возможно выделение последовательных сфер, сообразно возраста-
ющей статистической сложности узоров, равно как и их геометри-
ческой сложности и также «высоте» идеалов. Первые четыре узо-
ра, состоящие из квадратов, соответствуют простейшим нервно-
соматическим функциям: тонусу, контролю, лабильности, устойчи-
вости доминанты. Трёх-четырёхлетние дети обычно справляются
с узорами этой сферы. Следующие четыре узора, 5 — 8, требующие
для своего исполнения треугольников, образуют сферу социально-
го и представляют такие психические констеляции как статус, пие-
тет, социальная экстравертированность, долг (социороль). Узоры
с 9 по 12, лишённые осевой симметрии социальной сферы и облада-
ющие лишь центральной, а то и, вообще, децентрированные, — это
сфера чистого мышления ( от «кухонно-житейской» философии до
научно-систематизированных построений Гегеля) представленная
«идеальностями» догматизма, логики (децентрации), «бокового»
или латерального мышления, смыслообразования. Последние че-
тыре узора безконтурны, не содержат внутри разграничительных
линий и являют собой сферу творчества, сферу подлинных чувств.
Успех или неудача в какой-либо сфере говорят о соответствую-
щем развитии идеалов. Например, людям науки свойственна лов-
кость в выполнении 9-12 узоров и неуверенность в последующих.
Помимо детального анализа каждого узора возможна и интег-
ральная оценка пассионарности по формуе Никитина Б.П., кото-
рый считал полученный результат продуктивностью умственной
работы (ПУР). Эта величина определяется как сумма ценностей
сделанных правильно узоров,умноженная на отношение рекордно-
го времени, требуемого для сборки этих узоров, к фактическому.
Статистические кривые,показывающие зависимость ПУРа от воз-
раста приведены ниже. Вставить график зависимости ПУРа от возраста сюда.

Результат 50% людей лежит выше медиан-
ной кривой и 50% — ниже. Выше верхней кривой расположены ве-
лечины ПУРа лишь 10%, а ниже нижней — также 10%. ПУР в диа-
пазоне от 4 до 24 достаточно хорошо совпадает с IQ. Изменение
пассионарности с возрастом выражается формулой Пуассона, ко-
торая приоткрывает таинственную природу пассионарности. При
малых значениях возраста t , экспоненциальная часть формулы
стремится к единице и пассионарность определяется круто взмы-
вающей в высь параболой, тогда как в случае больших t решаю-
щую роль начинает играть вымирающая экспонента.Таким обра-
зом, пассионарность определяется борьбой параболы (закон раз-
вития творческих способностей, в отличие от исполнительских)
и экспоненты (закон старения и нарастания энтропии). Парабола
описывает закон роста ничем не стеснённого духа, а экспонента —
старение его физической оболочки. Извечная борьба духа и тела.
Кривые пассионарности совпадают с кривыми Гумилёва, харак-
теризующими процесс этногенеза. Величина ПУРа близ 12 харак-
терна для социально-приспособленных людей, которые не хотят
рисковать достигнутым ради большего. Диапазон до18 свойстве-
нен более социально-активным; до 24 — «ищущим», готовым мно-
гое поставить на карту, чтобы сорвать банк, суровым к себе и с
развитым чувством долга; до 30 — людям со страстью к вопросу и
объяснению, живущим вне социума, в мире без времени,в царстве
идеальных закономерных связей. Те же «кому за 30»-это социаль-
но-дизадаптированные, необычно активные и индивидуальные,
их тяготит долг, ибо они хотят быть самими собой. Невостребо-
ванность обществом их таланта, безденежье, неустроенность ли-
чной жизни, конфликтность типичны для них. Научные знания
никак не удовлетворяют их — они устремлены к чувствам. В их
биографии всегда присутствует период занятий искусством: ника-
кая наука не может служить тренажёром для развития столь мощ-
ных «мышц» — лишь музыка, живопись, поэзия,танцы,магия, йога.
Порой они большие эрудиты, знатоки языков и наук, но не это их
суть, а напряжённая жизнь духа, накал чувств,развитая интуиция.
Следует помнить, что ПУР, допустим, 14 может быть получен не-
спешным сложением почти всех узоров, а может стремительным
выполнением лишь первых восьми. В первом случае можно гово-
рить о бездеятельном интеллигенте, во втором — об энергичном, но
ограниченном типе. Этот маленький недостаток формулы проявля-
ется лишь до 22-25; больше можно заработать лишь складывая и
«много» и «быстро»: пассионарии — это и утончённая душа, и энер-
гичность.
«Горбинка» на кривой пассионарности обусловлена социализа-
цией, когда императив «быть самим собой», неотторжимо свойст-
венный развитию Духа, сталкивается с императивом общества
«будь как все» и,стремясь «вписаться», а иногда, просто выжить,
человек уступает; но тот, кто более дорожит чувством, чем суще-
ствованием,кто одарен огромной душевной силой,не дающей ему
покоя,преодолевает этот соблазн и,вместо того,чтобы приспосаб-
ливаться к обществу,заставляет общество приспособиться к себе.

Одно, Единое: узоры из повторяющихся одинаковых элементов —

идея тотальности экстаза,нерасчленённости.

Иное: узоры из равных половин -идея равновесия, двусмысленности,

отличия от иного,борьбы и зависимости.

Становление: узоры диагональной ориентации (кроме 3)

— идея неустойчивости, хаоса, импровизации, потока.

Факт: узоры ортогонально-диагональной ориентации,

Душевное состояние релевантное каждой из этих категорий, легко понять
воспользовавшись классификацией игр.
Игра случая (кости, рулетка, тотализатор, карты) рождает состояние
экстаза перед лицом фатума, рока,перед той бездной возможностей,
хаосом, ждущей пустотой, из которой всё исходит. Это тотальное состояние
в котором субъект и объект неотличимы, это полное напряжение сил.
Игра состязания (шахматы, футбол) предполагает состояние борьбы и
отделённости от иного, соперничество,отношение личностей, некий диалог,
овладение и удержание, поиск выигрыша.
Экстатическая игра-импровизация (спонтанный танец, карусель)
причастна детскому состоянию игры, где удовольствие от процесса — главное.
Это радостное приобщение к неким надличностным силам и ритмам бытия.
Ролевая игра (театрализация, детское подражание, имитация)
связана с состоянием «вхождения» в образ.
Игру следует понимать в самом широком смысле Шекспира и Хейзинга.
Предельное напряжение всех сил перед лицом опасности или
страстный поступок-это игра шанса;сочувствие или ревность —
это игра-состязание; одержимость поэта или увлечённость ученого —
это игра-головокружение;
радостное и добросовестно-упоённое выполнение долга жены и матери —
ролеваая игра.

Нервно-психическая сфера

№ 1 » Т Е Л О»
Физический тонус, лёгкость в расслаблении и возбуждении,
телесная раскованность, приятие своей физической природы
со всеми её потребностями. Эротический экстаз, экстаз бытия.
Это не способность к целенаправленному и напряженному дея-
нию, а недифференциированное,тотальное, всезахватывающее
возбуждение или расслабленное блаженство, услада тела, сома-
тическое «вдохновение», радость плоти.
Ошибки в сложении этого узора говорят о физической скован-
ности, о нарушении соматической самооценки, о недовольстве
своим телом или здоровьем. Буквальное отождествление тела
и первого узора часто делают дети доподросткового возраста:
переживающие из-за своей худобы или длины выкладывают
этот узор из пяти кубиков, а стесняющиеся своего маленького
роста — из двух или трёх. Длинная цепочка из всех 16 кубиков
присуща страдающим ожирением. Неудачная попытка создать
узор из красных треугольников сигнализируют о спеси и гор-
дыне, рождающих телесные «зажатости».Такая же, но удачная
попытка (3 красных квадрата + 10 треугольников) — о тщесла-
вии и демонстративности тела,т.е. об эксгибиционизме.Чрезмер-
ный контроль над телом, подавление сексуальных запросов и
ограничение спонтанных эротических движений (f.i. «игривая»
походка, кокетство) ведут к неудаче в сложении «фаллоса»,
что часто наблюдается у молодых незамужних девушек. Шире,
всякое подавление глубинного, инстинктивно-телесного будет
вызывать проблемы в сложении первого узора. К такой патоло-
гии, в первую очередь, ведёт недостаток физического общения
в младенчестве (кормление грудью, взятие на руки, качание,по-
целуи), ограничение подвижности, вкупе с другими запретами.
Неудача в первом узоре может означать как гипотонус, так и
гипертонус, т.е. неспособность «собраться», вялость, частые
сплины или же упрямство, как «заклинившее» возбуждение.
Тщательное выравнивание кубиков сигнализирует о таком же
щепетильном отношении к своему телу или же о желании понра-
виться. Следует помнить, что символизируемый этим узором
экстаз обращён к природным глубинам, без соотнесения с внеш-
ним миром; экстаз — это из себя, это независимость, свобода от
внешнего, вплоть до неадекватных реакций.

№ 2 «ПОСЛУШАНИЕ»
Подчинение — это самая простая форма общения. Контроль
за своими возбуждениями, власть над собой и другим. Способ-
ность к зависимости, к образованию устойчивой связи. Покор-
ность как способ получить «энергию» от другого, а не из себя
как в первом узоре. Перекладывание проблем, ответственнос-
ти на иных, отказ от спонтанности Я, зависимость. Вместе с
тем, это означает чёткость позиции, роль, соблюдение правил
и запретов не только в общении, но и в манипуляции с вещами
— практическая смекалка,шире,элементарная логика.Точность,
правильность, безукоризненность, иногда, до шаблонности.
Неудача в этом узоре говорит о неподчинении, о выходе из
режима «слушания». Это может быть связано с истерической
взволнованностью, с потерей контроля над собой (быстрее
всех сложен первый узор); с игривой несерьёзностью (лучше
всех сложен третий узор); с устремлённостью к своей цели, с
самоуверенностью (быстро собран четвёртый). Избыточную
целеустремлённость, мешающую сложить второй узор, тради-
ционно рождает вторая попытка, когда все силы устремлены
на достижение более высокого результата. Если же это не вре-
менное состояние, то можно говорить об отсутствии фундамен-
та общения — послушании, и некоммуникативности человека.
К такого рода сложностям в общении ведут склонность пере-
чить как выражение отрицательной зависимости, сарказм или
постоянная ирония, одержимость, кич или экспрессионизм.
Если этот узор сложен значительно быстрее ближайших
соседних с ним — это знак крайней несамостоятельности, поиска
директивного руководителя, покорности, знак болезненно-низ-
кой психо-энергетики, знак интенсивного «вампира» общения.
Здесь может обнаружиться гротескно-правильное поведение,
шаблонное мышление, страх ошибки , и как следствие этого,
неспособность к импровизации, скованность. Тщательное вы-
равнивание кубиков указывает на желание быть маленьким,
послушным ребёнком или же стремление к безукоризненности
и безупречности. Этот узор также символизирует соперничес-
тво, жажду состязания, стремление к утилитарной победе.Стре-
мительность его складывания означает громкие нотки само-
утверждения за счёт победы или унижения других.

№ 3 «ИГРА»
Свобода, импровизация, чувство переполненности природной
стихией, бесцельность, радостное приобщение к сверх-
личностному ритму Космоса, слияние с Универсумом. Таково
кружение в танце, качание на качелях, упоённное пение или
задумчиво-бездумное смотрение на огонь. Отсюда нужно ис-
ключить состязательные игры, шахматы и карты, рулетку,
театральную игру. Речь идёт о бескорыстной детской игре,
о способности наслаждаться самим действием, а не результа-
том; действие ради действия. Речь о том, почему восторженно
визжит младенец, подбрасываемый на руках, почему вдохно-
венно прыгает через верёвочку девчушка или почему увлечён-
но перебирает кубики мальчуган.
Оплошность в этом узоре — боязнь импровизированной, спон-
танной, бесцельной деятельности. Такая «одеревенелая» серь-
ёзность рождена либо исступлённым «или пан — или пропал»,
при «сильном» первом узоре, либо тиранией послушания,»пра-
вильного» поведения, при «сильном» втором. Третья причи-
на неудач — самоуверенная целеустремлённость, отсутствие в
настоящем, небрежение негой текущего «здесь и теперь», если
быстро собран четвёртый. Такая тяжеловесность, обстоятель-
ность в конечном итоге восходит к угнетённости, насторожен-
ности, тревоге, робости или другим ипостасям страха (этимоло-
гия «покорности» — «кара», т.е. «под страхом кары») и связана
с ситуацией небезопасности, физической незащищённости. Это
зачастую гиперболизирует рационализм и волю, ведёт к застой-
ному напряжению, не находящему себе выхода в игре и устрем-
ляющегося к патологическим формам разрядки и расслабления.
Быстрое, сравнительно с 1,2 и 4-ми узорами, сложение треть-
его, свидетельствует о легкомысленности, ветрености, бездум-
ных действиях, вздорных поступках. Это знак беспечного дет-
ства, в котором безрассудность подменила смелость, свобода
и безопасность извратились в хаос беззаботности, а наслажде-
ние текущим вызвало паралич воли.Такой инфантильный нар-
циссизм создаёт свой мирок,глухо отчуждённый от реальности
и не обременяет себя заботами и «обыденными» делами.
Игра означает выделение игрового пространства, в котором
не действуют правила повседневности — это свобода и праздник.

№ 4 «ЦЕЛЬ»
Целеполагание объединяет простейшие психические функции
выраженные предыдущими узорами в одно целое, синтезируя
возбуждение (1 узор), торможение (2 узор) и их переход (3 узор)
в монолитность доминанты, центра, вокруг которого сосредота-
чивается деятельность. В детском развитии этому узору соответ-
ствует ролевая игра, когда ребёнок подражает лётчику или изоб-
ражает маму, в отличие от экстатической игры головокружи-
тельного удовольствия (f.i.,скакалка), представленной 3 узором.
Естественно, успех в таком узоре означает развитый самокон-
троль, умение «слушаться» самого себя, подчинять своё возбуж-
дение осознанной цели, что складывается к 3-4 годам. Здесь мож-
но говорить о настойчивости, концентричности, ориентации на
результат, а не процесс. Выполнение этого узора из одного куби-
ка связано с деловитой и практичной целеустремлённостью, от-
секающей всё ишнее и свойственно 5% людей. Они очень неза-
висимы и самостоятельны, способны долго выдерживать напря-
жение, связанное с устремлением к желаемому. Гораздо более
быстрое выполнение этого узора по сравнению с предыдущими
сигнализирует о настороженном самоконтроле и холодной прак-
тичности: цель оправдывает средства.
Ошибка в этом узоре чаще всего связана с недоворотом куби-
ка до диагонального положения — результат упорства, разросше-
гося до упрямства. Последнее же может быть обусловлено кос-
ностью, ригидностью или жаждой делать всё по-своему, в пику
окружающим.
Неспособность сложить этот узор может быть также рождена
чрезмерным возбуждением, неподдающимся самосдержке — пре-
обладание 1 узора. Переклон в сторону второго узора — нужда в
успокаивающей зависимости, несамостоятельность. Если же при
не сложенном четвёртом, удачен третий узор — экстатическое са-
моудовольствие не подчиняется никакому контролю, игривый и
беззаботный инфантилизм мешает удерживать напряжение, необ-
ходимое для достижения цели — «разбросанность» натуры.
Неудачная попытка сложить «цель» из жёлто-синих граней —
тщеславие, когда честолюбивые устремления заслоняют собой и
подменяют реальную цель. Такие люди могут производить впе-
чатление целеустремлённых, но на деле они не таковы.

Социальная сфера

№ 5 «ПОБЕДИТЕЛЬ»
Оценка своей успешности в обществе, удовлетворённость
своим status quo. Жажда самоутверждаться, делать карьеру, бо-
роться за свой престиж и «место под солнцем». Оптимизм, энту-
зиазм и радостное возбуждение перед лицом «джунглей» общест-
ва; не столько высокое или удачное положение в социальной
иерархии, а сколько воодушевление и силы завоевать его. Этот
узор открывает собой сферу социального (5 — 8 узоры) и подобен
первому («физический тонус»), представляя собой социальную
эрекцию: напряжение и экстаз соперничества. Поэтому высокая
зарплата или должность, слава или власть, — одним словом,соци-
альный успех символизируют сексуальную потенцию мужчины,
повышая его привлекательность.
Пожилые люди «пенсионной» психологии, уже равнодушные
к успеху в обществе, часто ошибаются здесь. Аналогично, дети
в возрасте до 4-х — 5-ти лет терпят тут неудачу, так как ещё не
стремятся к включению в социум и не способны выдержать на-
пряжение общественной жизни. Неуспех в пятом может быть об-
условлен несамостоятельностью, надеждой на других, излиш-
ней «домашностью» (быстрое выполнение шестого); беспечной
доброжелательностью ко всему миру, беззаботным бродяжни-
чеством общения («сильный» седьмой); строгим подчинением
долгу и социальной роли (успех в восьмом). Во всех этих случа-
ях налицо недовольство своим положением в «свете».
Интересен случай особенной ошибки: перевёртывание всего
узора, «белые зубы» ориентированы не вниз, а вверх. Это соци-
альный пессимизм, ощущение себя жертвой обстоятельств, по-
ражение в борьбе за свое место в жизни. Здесь можно говорить
о психологии жертвы, о таком поведении, которое провоцирует
«нападение», затем, «поражение» и последующее мазохисткое
удовлетворение.
Успех в этом узоре в ущерб иным связан с «хищническими»
чертами: напряжённый тонус, подъём всех сил и обострение спо-
собностей во имя борьбы за свой статус, циничное нарушение
всех законов общежития ради победы, одинокая борьба против
всего мира, расчёт лишь на себя, агрессивная экспансия, безжа-
лостность. Все эти черты могут явно не выражаться, прячась до
поры до времени за гонором, надменностью или спесью.

№ 6 «ПИЕТЕТ»
Уютный домик, выражающий идею семейной жизни, где всё
зиждиться на неформальном авторитете, неписаных правилах
и угодной всем иерархии. Это перенос значения второго узора
«Подчинение / Повеление» в сферу общественной жизни, где по-
слушание из буквального подчинения превращается в уважи-
тельное при-слушивание к авторитету, в благотворный конфор-
мизм; а директивное повеление в неформальную, чтимую власть.
Такие взаимоотношения противоположны смыслу предыдущего,
пятого узора: близость, доверие, «совет да любовь» против «за-
кона джунглей».
Поскольку пиетет связан с небольшой группой близких, тесно-
связанных между собой лиц, то несложившие этот узор воспри-
ниают семейные отношения как нечто стесняющее их, а выраже-
ние «в тесном кругу» звучит для них не уютом, а ограничением
свободы. Для таких людей характерны категорическое неприз-
нание авторитетов и какой-либо иерархии, крайний индивидуа-
лизм, попрание морали общежития, беззастенчивость и недовер-
чивость. К ошибке здесь приводит и претензия на авторитарную.
позицию в доме («домашний деспот»), когда отношения терпи-
мости и взаимоуступок подменяются жёстким регламентом и рас-
судочно-расчётливой «справедливостью». Неспособность сло-
жить шестой узор указует на сильноразвитое, конфликтное Эго.
Мужчины делают этот узор в среднем гораздо дольше женщин.
Стремительное выполнение «Домика», при значительно более
медленном близлежащих узоров (5; 7 и 8) или при неудаче в них,
выражает «елейно-предупредительную» акцентуацию характе-
ра и стремление к семейно-клановой жизни, замкнутой рамками
своих. Такие люди мягки и учтивы в обращении, исполнены ми-
ролюбия и согласия, ерпимы в отношениях, тщательно избега-
ют конфликтов — и всё, из-за своей «домашности». Но их культ
неписаного этикета общинной жизни порождает заорганизо-
ванность поведения, глубоко скрытую дистантность и неискрен-
ность. Приоритет обывательского спокойствия над самоутверж-
дением личности, которое требует борьбы и сопротивления, не-
приемлемых для приторного мира мелких, личных интересов,
порождает псевдоуважение и лжепочитание личности. Эта сла-
щавая обходительность прячет за собой корысть обрести защи-
щённость и уют в семейно-клановом пиетете.

№ 7 «СТРАНСТВИЯ»
Экстатическая, спонтанная игра в мире людских отношений.
Это предполагает внутреннее ощущение безопасности, свободы,
поверхностную, лёгкую общительность и доброжелательность.
Значение седьмого узора может быть приведено в соответствие
со временем его сложения. 60-35 секунд: расслабленность и без-
заботность благодаря наличию безопасного пространства уеди-
нения; 35-25: обладание «своим углом» ведёт к регулярному бег-
ству от конфликтов, как благотвороно-конструктивных, так и
негативных — таких юдей очень непросто «достать», а их пове-
дению свойственна «лёгкость»; 25-15: избегание конфликтов
равнозначно избеганию привязанности, как чего-то обременяю-
ще-тяжёлого, несвободного и не дающего уединения -это дистан-
ция в общении, рождённая страхом, влечёт ролевую схематич-
ность поведения; 15-10: эта защищённость дистанцией рождает
этакую, ни к чему не обязывающую доброжелательность, без-
личную любовь ко всему миру, антипод любви к ближнему, ведь
известный способ отдать себя всему человечеству — не ужиться
со своим соседом; 10 — 6: эта доброжелательность непрактична и
нецелесообразна, она не преследует цели обезопасить себя, а, на-
оборот, рождена безопасностью — это бескорыстная добросклон-
ность ко всем; 6 — 3: вне забот о своём Эго, потеряв самость, чув-
ствуешь подчинение неким чужедальним силам, чему-то сверх-
личностному — мистика; 3 -: такое внелогическое существование,
бессмысленная жизнь есть счастье, приятная и бездумная связь
с миром, цыганская романтика эмоциональной неразберихи.
Этот узор весьма буквален в своём значении: неудача в нём —
отсутствие физического места, где можно уединиться, места, ко-
торое можно считать личным, только своим, места, статус кото-
рого гарантирует невторжимость. Неуспех здесь рождён быто-
вой неустроенностью: приходиться жить в общежитии, делить
комнату с братом или сестрой, снимать жилплощадь, жить «на
чемоданах» и т.п. Такой быт съедает психическую энергию,
держа человека в постоянном напряжении, делает его конфликт-
ным, скованным, настороженным и менее доброжелательным.
Не для всякого бытовая неустроенность — стресс и, поэтому, тес-
нота далеко не у всех приведёт к неудаче в седьмом. С другой
стороны, вполне комфортное жильё может томить своей тесно-
той, если вы привыкли жить в большей личной нестеснённости.

№ 8 «ДОЛГ»
Долг как цель жизни в обществе и роль как средство выпол-
нить эту обязанность. Долг — это способ примирения личности и
общества. Если пятый узор, открывающий сферу социального,
являл собой безудержное самоутверждение в джунглях общества
и борьбу против всех, шестой — прямо противоположное преды-
дущему самоограничение себя ради близких, а седьмой — их под-
вижное чередование, открытую всему миру доброжелательность,
коренящуюся в уюте «своего угла», то восьмой — истинное сня-
тие противоречия эгоизма и альтруизма: исполняя долг, я нахо-
жусь у самого себя и свободен. Долг воплощается в социальной
роли, где есть место и честолюбивому самоутверждению, и само-
отверженной взаимопомощи.
Те, кто не нашёл своего места в обществе или неудовлетворён
своей социальной ролью, испытывают сложности в выполнении
восьмого узора. К тому ведут возбуждённый эгоизм (при «силь-
ном» пятом), зависимость и доверчивость («сильный» шестой),
дистантность и беззаботное счастье («сильный» седьмой). Спе-
цифическая ошибка в этом узоре — выполнение красного квад-
рата без ограничивающей рамки. Это небрежение социальным
долгом, как чем-то формальным и глупым, перед лицом своей
совести — этого глубочайшего внутреннего уединения. Такой че-
ловек не хочет сковывать себя рамками обязательств или огра-
ничить право своего мышления добираться до сути, забывая что
такой субъективизм совести, хотя и являясь более высокой точ-
кой зрения, разрушает благополучие социальных установлений.
Недоворот же этого узора до диагонального положения — знак
социального «упрямства», конфликтной попытки навязать об-
ществу свою «справедливость».
Успех здесь отвечает упоённому исполнению социальной роли,
которая отсекает все неподобающие ей черты, чрезвычайно уси-
ливая необходимые ей особенности характера. Следует помнить,
что долг эгоцентричен и взращивает честь и щепетильность.
Удача в восьмом в ущерб другим узорам — подчёркнуто стара-
тельное «исполнение» своей роли. При «слабом» пятом — гротеск-
ное миролюбие; при неудаче в шестом — заносчивость и спесь;
при затруднениях в седьмом — настороженность, страх отдаться
чувствам и оказаться обманутым; сложности с девятым — лице-
мерная терпимость .

Рефлексивно-интеллектуальная сфера

№ 9 «ДОГМА»
Ясность непосредственности, неподверженность осмыслению,
яростное сопротивление всякой попытке анализа, как правило,
мотивируемое очевидностью факта или незыблемостью тради-
ции. Своеобразный экстаз безгрешности, догматическая одер-
жимость, всезахватывающая уверенность. Но это ещё не вера,
а лишь доверие очевидным фактам,авторитетам,общепринятым
догмам, т.е. до веры. Вера предполагает вложение личной силы,
сила веры сообщает несуществующему реальность, тогда как
до-верие, наоборот, черпает силы в очевидном и общепринятом.
Ошибка в 9 узоре говорит о недоверчивости, о потере жизнен-
ных ориентиров. Такой человек уверен в несправедливости ми-
ра, он не верит в конечное торжество Добра или Закона. Психо-
аналитические корни этого в «слабом» отце, не обладавшем ав-
торитетом и не выполнявшим свою властную роль. В характере
этих людей выражены неуверенность, безволие, метания, вздор-
ность, им не хватает мужского постоянства, твёрдости и гордой
принципиальности. Напуганные потерей твёрдых опор, они не-
доверчивы к авторитетам, не благоговеют перед тайной Личнос-
ти, для них не существует сокровенно-неприкосновенная интим-
ность, они не испытывают блаженного уюта и воодушевляющей
преданности под властью Бога, на руках отца или под крылыш-
ком старшего брата, под сенью государства или догмата жизни.
Правильное выполнение этого узора — это доверчивость, по-
читание авторитетов, уважение мнений, — приятие всей Личности
целиком. Вера в справедливость, понимание необходимости ус-
тановления догм, умение полагаться на неразложимость просто-
го факта. Успех в этом узоре в ущерб другим — категоричность,
самоуверенность, вера в собственную непогрешимость, безапел-
ляционность, скрывающая страх сомнений, гордыня, ищущая
славы или власти, консерватизм и, часто, взрывное самолюбие.
Этот догматический узор открывает сферу интеллектуальной
рефлексии и преодолевает соблазн выгоды, свойственной преды-
дущим узорам, впадая в экстаз всеобъяснения и торжества мак-
симы. Кто из нас не упивался мудростью какого-либо изречения,
находя со временем всё больше смысла в нём? Или не восторгал-
ся ёмкими научными парадигмами? Этот экстаз мысли сопротив-
ляется всякой рефлексии, т.е. это безрефлексивная мысль, нача-
ло мышления: канон, догмат, факт, аксиома или постулат.

№ 10 «ЛОГИКА»
Рассуждения, приводящие к выводам уже отличным от исход-
ных догм, самостоятельное мышление, оторванное от «грубой»
реальности фактов и пирающееся на логику. В отличие от догм
это последовательная цепь мыслей, процесс, порождающий но-
вые факты, а не сам факт. Поэтому, логика не упёрта в догму, а
способна породить другие догмы, и, следовательно, понять их,
не теряя себя. Это децентрация, выход за свои пределы, отказ от
эгоцентризма, понимание других. Узор «Логика» соответствует
2 и 6 узорам и, также как они, представляет собой форму подчи-
нения, вид общения и зависимости. Логика — это общепонятные,
общепринятые правила вывода, позволяющие согласовать раз-
личные точки зрения, примирить мнения, это конвенциальность.
Логика существует чтобы понимать друг друга.
Неудача в этом узоре рождена различными формами эгоцент-
ризма: догматизм или доверчивость («сильный» 9), гордыня
(«сильный» 9 и 11), смекалистость ( «сильный» 11), обидчивость
и конфликтность (неудача в 12), нарочито-изысканная оригина-
льность мышления успех в 12). Эгоцентричные люди склонны
интерпретировать все события либо во благо себе, либо во вред.
Неправильная ориентация этого узора — самоуничижение, ещё
одна форма эгоцентризма. Эгоцентристы неспособны «подать»
себя, так как неспособны встать на точку зрения другого, и ис-
пытывают явные трудности в общении, в «презентации» себя.
Успех в этом узоре — лёгкость децентрации, способность рас-
суждать за другого, «встать» на его место, выраженная логич-
ность. Но часто за подчеркнутой логичностью прячется недовер-
чивость. Об этом можно говорить, когда очевиден сравнитель-
ный неуспех в 9. Это — логика в пустоте, без корней.Безумцы, ко-
торые начинают думать без должных первопринципов,сумасшед-
шие рационалисты и разуверившиеся пессимисты. Удача в 10 в
ущерб 11 — тирания общепонятности, подчинение конвенциаль-
ности, покорность Логике, удушающей спонтанноть и игру мыс-
ли. Преодоление эгоцентризма, гордыни обладает и «чёрной»
стороной: утрата самостоятельности, повязанность диалогом,
обязанностью «соответствовать». Особенно, последнее выраже-
но при несложенном 12. Чрезмерные рационализации — попытка
скрыть за «убедительной» логичностью своё ранимое «Я».

№ 11 «ИГРА УМА»
Этот узор — экстатическая, спонтанная игра в сфере рефлексии.
Это разум нескованный логическими правилами, мысль движу-
щаяся по законам свободных ассоциаций, парадоксальные рас-
суждения, принимающие не только тезис, но и его антитезис.
Такой ум любит думать и получает бесконечное наслаждение от
размышлений, его не смущают логические «нестыковки», он не
стремится к результату и не может погасить «огонь всепожира-
ющей мысли». У него нет цели, кроме самого удовольствия, а
если и бывает результат, то случайный, нечаянный и неожидан-
ный, такой, который удивляет и радует, а не удовлетворяет. Это
«боковое», латеральное мышление, осуществяемое без намере-
ний и воли. В таком уме поражает многогранность и легкость,
энтузиазм и неиссякаемая энергия, он никогда не устает, такой
ум думает всегда и всегда находит над чем. Любознательность.
Оплошность в этом узоре — заорганизованость мышления, его
ограниченность «правильностью», соответствием «нормам» и,
в конечном итоге, направленность на общепонятность, полное
подчинение конвенциальности и недоверие к своей интуиции.
Все вышеизложенное — при «сильном» 10 узоре. Неудача же при
«сильном» девятом говорит о догматической серьезности, о бо-
язни оторваться от фактов, быть необоснованным, несправед-
ливым, об ортодоксальности, мешающей явить свою интуицию.
Переклон в пользу 12 узора — это повышенный самоконтроль,
выгоняющий нас на «берег смысла» из счастливого купания в
«потоке сознания» и лишающий нас радости безрассудства.
Удача же в этом узоре в ущерб другим узорам рефлексивной
сферы (9,10 и 12) указывает на вздорность и необоснованность
выводов, на использование интеллекта в качестве «громоотво-
да» для своей необузданной и неконтролируемой эмоциональ-
ности, когда разум оказывается служанкой и адвокатом эмоций.
Игра ума может быть уподоблена танцу, где на каждое дви-
жение есть контр-движение и,благодаря этому, танцуя, мы оста-
емся в пределах танцплощадки, не достигая никакого результа-
та своими движениями, например, как при целенаправленной
ходьбе. Игра ума — это безрезультатное наслаждение и любова-
ние мыслью, это свобода в сфере интеллекта и, как всякая сво-
бода, может быть понята как благо или же как скучный абсурд.

№ 12 «ИСТОЛКОВАНИЕ»

Этот узор завершает сферу рефлексии объединяя самые про-
тиворечивые факты и мысли под крышей одного истолкования.
Наука, например, последовательно сложена из следующих
элементов: аксиоматические положения (9 узор), правила выво-
да, логика (10 узор), поисково-исследовательская работа, в ос-
нове своей алогическая (11 узор) и, наконец, воссоединение все-
го во всеобъемлющую теорию (12 узор). Вообще говоря, всякое
осмысление так устроено, даже «кухонная философия». Важно
здесь то, что хорошая интерпретация должна объяснять всё, так
же как хорошая мать понимает своего ребёнка во всех его несу-
разностях. Истолкование оборачивает ситуацию в нашу пользу,
помогает обрести глубинные основания в меняющемся мире,
найти опоры в зыбкой суете и «успокоить» дух на твердой
почве смысла, неподверженного превратностям судьбы. Истол-
ковать — это увидеть мир из внемировой точки, под таким углом
зрения, что мир, не меняясь, полностью измениться.
Но успех в этом узоре иногда оборачивается иссушением или
полным уничтожением чувства. Живое переживание подвергну-
тое осмыслению выпадает в неподвижный осадок трактовки.
Находя, например, в своем страдании смысл, человек успокаи-
вается и разменивает живые и мучающие его переживания на
всеобъясняющую интерпретацию. Это, безусловно, облегчение
жизни, но и ее упрощение, отказ от накала чувств, усталость.
Смысл — успокоительная пилюля, утешительный наркотик. По-
ступать так со страданием кажется достойным, но смысл точно
также убивает и чувство восхищения, радости, стыда или гнева;
он выводит нас из области переживаний в сферу рассудка. Пос-
ледний — это тирания без армии, концлагерь интеллекта. О та-
ком состоянии свидетельствует удача в двенадцатом узоре при
несложенном или «медленно» сложенном тринадцатом. Если же
оба узора сложены быстро, то «разум не мешает, а помогает и
усиливает чувства».
Неуспех в этом узоре — отягощенность меркантильным, долг и
обязанность «жить»: результат давления сильной матери.
Неудача в этом узоре при удачном тринадцатом — захвачен-
ность переживаниями противящимися всякому осмыслению:
чувства яростно сопротивляются своему умертвлению. Нельзя
спрашивать художника о смысле его картины.

Чувственно-творческая сфера

№ 13 «ВЕРА»
Очень страстный узор алчного желания быть. Яростное иступ-
ление, неистовый нев, пламенная страсть — сильные, но очень
неглубокие чувства. Простота подобных переживаний имеет и
положительную сторону: цельность чувства, неразложимая ни
на какие составляющие, даёт ему пылкую и неодолимую силу.
Решимость не была бы решимостью, если бы обосновывалась.
Вера не была бы верой, будучи доказанной.Тут не о чем думать.
Сила чувств в их глупости. Если знание — сила, то чувство — не-
сравнимо большая сила. «Stat pro ratione voluntas» (лат.) — воля
заменяет разумные доводы.
Успех в этом узоре — это способность совершить Поступок,
смелость взять ответственность на себя, просто бездумно ре-
шиться. Если здесь и есть мысль, то молниеносная. Сила такой
безрефлексивной интуиции, абсолютного и необоснованного
убеждения есть подлинная вера. Мужчины успешны в этом ра-
дикальном узоре в два-три раза чаще женщин. Это влечение со-
общить своей вере, своей абстрактной свободе наличное бытие.
Если предыдущий, двенадцатый узор являл «осмысление» мира
лишающее его своеобразия, которым он защищался против нас,
то этот узор, наоборот, есть воля и решимость стать чем-то, а не
остаться в абстрактной свободе своего мышления. Но это воле-
ние не есть ещё конкретное чувство дружбы или любви, в кото-
ром мы охотно ограничиваем себя в отношении другого, т.е. не
следующий узор «эмпатия», а суть лишь противоречивое стрем-
ление стать конкретным и остаться свободным. Это исток Духа,
это начало Личности.Удача этого узора, в ущерб близлежащим,
рождена категоричностью, безапелляционностью,авторитарнос-
тью, агрессивной твёрдолобостью — словом, мужиковатостью.
Неуспех здесь связан с боязливостью, осторожностью, со
страхом определённости («воплотившись, идея измельчает»)-это
деликатные и щепетильные аристократы духа, чересчур сдер-
жанные, чтобы явить свою самобытность, плохие реформаторы,
но хорошие «хранители очага». Особенно эти черты выражены,
когда удачно сложен четырнадцатый. Узоры «Вера» и «Эмпа-
тия» противоположны друг другу, как гнев и сострадание, как
мужское и женское, как одиночество и зависимость — поэтому,
как правило, чем быстрее сложен один, тем медленнее — другой.
Успех в обоих — способность остаться собой, свободным в ином.

№ 14 «СОСТРАДАНИЕ»
Обоюдоострый крючок, вонзившийся в плоть партнёров и
связавший их взаимной болью и наслаждением как сиамских
близнецов. Глубокая душевная связь: это и сладко-питающая
пуповина, но это и мученическая боль при попытках свобод-
ных движений. Здесь и жажда обладания и желание предаться
власти другого, жадность и альтруизм. Близость-непонимание.
Это связывающий, запутанный узел. Спутанный и в смысле
неразберихи чувств, неясности мыслей, и в смысле «спутаться
с кем-то», и как «путаться, т.е. непрошенно вмешиваться», и
как «перепутавший, неотличающий боль и наслаждение», и
как «стеснённый в свободе», и как «путаться — блуждать и блу-
дить». Это интрига (от лат. intricare «запутывать») — тайный
любовный план. Интрига — это не манипулирование, когда сам
хитрец в безопасности. Интриган рискует собой, предавая себя
во власть чувств и просто предавая себя и другого. Соболезно-
вание — не буквальная болезнь, а лишь понарошку, — и корысть
светит сквозь стёкла растроганных глаз — ведь интрига сулит
выигрыш. Сочувствование отмежёвывется от другого, ибо
здесь неравенство здорового и больного, и получает приз — сла-
дострастную, изысканную муку, радость от боли; если же тот
счастлив — оборачивается ревностью. Поэтому сострадание
требует тайности, — это интрига.
Провал в этом узоре возможен из-за самоутверждающего сво-
еволия, из-за бесхитростной мягкости или циничности. Тогда
милосердие сменяется решимостью, капризностью или гонором.
Неуспех здесь — нарушение эмпатической связи: чрезмерно толс-
тое соединение»крюков»- жажда уничтожающей личности бли-
зости; тонкое — свободолюбивый, безответственный «взгляд»на
партнёрство; разные «крюки» — явное «неравноправие» в связи.
Переклон тут в ущерб другим узорам — озабоченность, уловки
и хитреца, коварство, плутоватое прилежание и усердие легко
сменяющиеся неистовой ревностью, и снова изворот в жалость
и сочувствие. Недоверчивость, ирония, замысловатые ухищре-
ния, прихотливость чувств, путы взаимоопёки — всё, что творит
цепкие узы. Фраза из слов,исторически вышедших из»желать»,
может воссоздать суть этого узора: Жалостливая женщина
жадно ждёт, желая жаловать, жалеть и желчно жалить.

№ 15 «СОРАДОВАНИЕ»
Сорадование — очень свободное чувство, не стимулируемое
извне, а идущее изнутри. Беззаботная импровизация означает
счастье. Этот бесцельный и стихийный «танец» души обязан
огромной внутренней энергии, переполняющей всё существо и
ликующе изливающейся через край. Сорадование полярно сос-
траданию своей неотчуждённостью, слитностью со всем миром.
Сорадование — это со-чувствование, а не сочувствие, эта более
сильная эмпатия, абсолютно полная, ведь счастье не может ос-
тавить хоть один незатронутый им уголок, радость уничтожает
Эго. Сложение «лошадки» требует иного «угла зрения» — диаго-
нального. Такая нетривиальная ориентация говорит об особом
взгляде на мир, о блаженстве, о вечном празднике души.
Неудача в этом узоре — упорство Эго в его жажде самосохра-
няющего отделения: вместо сорадования — зависть, вместо люб-
ви — ревность, вместо доверия — интрига. Очень часто, быстрое
выполнение 14-го узора препятствует сложению 15-го — антаго-
низм сострадания и сорадования.
Удача в этом узоре, особенно на фоне низкого ПУРа или не-
сложенных 13 и 14-ом,знак внешней мягкости, отзывчивости и,
одновременно, большого внутреннего напряжения,»нервности»,
устойчивости к стрессу. В условиях сверхнапряжения, у таких
людей открывается «второе дыхание», у них существует иной
режим работы, недоступный для большинства, и о котором они
часто не подозревают. О степени лёгкости «включения» этого
режима можно судить по скорости отказа от ортогонального
сложения «лошадки» и перехода к диагональному. Самая тяжё-
лая жизнь в таком состоянии воодушевлённого блаженства —
«свободная игра физических и духовных сил». Сорадование за-
действует бездонные источники энергии, работа в радость — уже
не работа. Экстатические танцы и песни души в ритме чего-то
надличностного, в такт Космосу, соединяют нас с энергией Все-
ленной и избавляют от личных усилий, от напряжения воли. Всё
это можно назвать «жизнью в гармонии с Природой», когда са-
мая напряжённая деятельность изнутри легка и свободна.
В случае исполнения предшествующих узоров в диагональном
варианте, можно говорить о том, что человек всегда и во всём
живет «на пределе», не ленясь, используя каждое мгновение.

№ 16 «ЧУДО»
При сложении этого узора менее чем за одну минуту возникает
торжествующий смех или возглас радости, тогда как решение
явшее более трёх минут часто сопровождается возмущением.
Этот смех рождён преодолением зла. Это осмеяние зла. Способ-
ность видеть мир в зеркале смеха, дистанцироваться от реаль-
ности и достичь невозможного — сотворить Чудо. С одной сторо-
ны, Чудо — это выявление истины, с другой — нарушение при-
вычных законов, ересь. Подобно этому, сложившие этот узор —
«волшебники» творящие чудеса, способные соеденить ранее
несоеденимые способы сложения — ортогональный и диагональ-
ный (материя и дух), и, одновременно, они — знают свою «силу»,
полны собственной значимости и превосходства, желают быть
в центре внимания, демонстративны и кокетливы. Самоуничи-
жение и гордыня — не обесценивающие друг друга в компромисе,
а доводящие друг друга до поэзии гордости и смирения в своём
столкновении. Эта схватка ничтожит самодовольство гордыни,
её тяжесть, рождает гордость, поднимающую сердце, дающую
лёгкость и полёт, легкомысленность и лёгкое отношение к себе,
озорство фантазии чудо догадки. Сложение этого узора — при-
чудливая шутка. Но насколько шутка ложнее серьёзного!
Решение принципиально двусмысленно, балансирует на грани
реального и ирреального, того, что существует на самом деле и
того, что только «чудиться». Оно, решение, нарушение «зако-
нов» сложения, ересь, не просто чудо, а чудо-Юдо (от «Иуда»),
но оно также рождает блаженное состояние свободы — теперь
все прошлые узоры могут быть сложены иначе, в объёме! Это
удивительное состояние сюреализма, где всё более реально,чсм
в жизни, где невозможно отличить сон и явь. Каковы же черты
характера или способности, ответственные за успех в этом узо-
ре? Вопрос, на который невозможно ответить. Узор передаёт
состояние, в котором находится или может находится человек,
состояние отрешённости от повседневных фактов, но не от их
фактичности. Лишь софистически, здесь можно говорить о спо-
собности к этому состоянию. В чуде заключена ложь произвола,
надругания и осмеяния реальности, но в чуде и восстановление
поруганной и забытой чистоты вечной истины. In falso veritas.
Христианство двойственно к чуду, а обыватель — к чудакам.