Круг эмоций

krug_emociy_big_passionarru

Круг эмоций – это система классификации эмоций, чувств, афектов. Само, далеко не полное,  описание круга занимает более двухсот страниц. Здесь я привожу лишь некоторые пояснения к схеме.

Парой цифр обозначены социометрические координаты эмоций. Использована социометрическая шкала оценок(первая цифра в паре) и ожиданий (вторая цифра в паре) от +3 до – 3. Ось оценок направлена от “Презрения” к “Наслаждению”, ось ожиданий – от “Страха” к “Испугу”, т.е. это обычная школьная декартова система координат, повернутая на 45 градусов против часовой стрелки. К примеру, если вы оцениваете кого-либо оценкой +3, т.е. максимально положительно, а в ответ ожидаете от этого человека +1, то это означает “Восхищение” (+3/+1). Предлагаемые социометрические координаты – это дальнейшее развитие идеи Морено о социометрии. Предлагается оценить свое отношение к другому человеку по семибальной шкале, от +3 до – 3 и, затем, попытаться угадать его отношение к вам по этой же схеме. Получившаяся пара чисел, к примеру ( +2/ – 1), и есть социометрические координаты. Интересующиеся возможностями такой математизированной социометрии могут обратиться в раздел Разработки>Социометрия.

На круге выделены кольца: внешнее, цветовое кольцо, в котором помещены аффекты = собственно эмоции, одна из координат которых равна + 3 или  – 3; среднее кольцо (бирюса), где расположены чувства, т.е. социализированные, “окультуренные” аффекты; и внутренне кольцо (красноватое), где помещены интимные, скрываемые переживания с социометрическими координатами не более + 1 или не менее – 1. В центре расположен красно-фиолетовый овал с единственным, максимально неопределенным  переживанием, ревностью (0, 0). В современной психологии нет очевидного и признаваемого всеми четкого различия эмоций и чувств. Я пользуюсь здесь рожденным кругом  философским разграничением чувств и эмоций: эмоции (суть аффекты) дезорганизуют деятельность, хотя психологически полезны как “выпуск пара” или как предельно ясная экспрессивная коммуникация, послание другому; чувства же организуют деятельность (к примеру, стойкий интерес), требуют выражения (сочувствие можно выражать, а сострадание – нет). Чувства – это внутренняя поверхность выражения, тогда как эмоции – внешняя. В эмоциях  предельно много экспрессии и мало переживания, в чувствах же обратное: мало выразительности, но много глубоких переживаний. Эмоции – это свободно истекающие аффекты,чувства же – напряженные, “зажатые”, противоречивые переживания. Если использовать вундтовскую шкалу “Разрешение – напряжение”, то она будет направлена от перефири круга к его центру (по любому радиусу). Это означает, что эмоции  внешнего кольца безнапряженны, аффективно “выплескиваются”, чувства среднего, социального кольца заряжены внутренним напряжением, ощущаемым как противоречивость, интимные переживания внутреннего кольца преисполнены еще большего напряжения, вплоть до соматических конвульсий, центр же круга, представленный ревностью, запредельно перенапряжен противоречием: ревность – это и страдание с гневом, и сексуальное возбуждение с унижением, стыд и смущение, наслаждение (эта сладкая мука) и отвращение, ненависть и желание – одним словом, ревность совмещает в себе все эмоции, что и оправдывает ее центральное положение.

Появление измерения “Разрешение – напряжение” с введением качественно отличных колец открывает и иное понимание социометрических координат. Помимо непрерывности круга,  – каждая эмоция синонимична рядом расположенным и постепенно, через ряд других чувств переходит к своей противоположности, – что соответствует непрерывности числовой оси, существует и дискретность эмоций, качественный переход,принципиальное отличие оценки +3 от +2, а не просто количественно больше. Оценка +3 означает предельное принятие человека, больше и лучше и быть не может, т.е. это аффективное принятие другого: “Ты великолепен!”, “Классно!”, “Она бесподобна!”. Аналогично и отвержение другого с оценкой  “- 3”: “Отстой”, “Беспредел”, “Краше в гроб кладут”. Оценка же +2 означает социальное принятие, некую похвалу, положительную оценку каких-либо качеств,  сторон человека, а не всего его в целом: “толковый стоматолог”, “симпатичная девушка”, “интересная книга” (хороши, но мозги от всего этого не выносит). Также следует рассматривать  и оценку  ” – 2″: “досадная ошибка” (а не ужасно катастрофическая). Принятие или отвержение с оценкой +1 или -1 – это интимное отношение к предельно близкому человеку. Все это надо отнести и к ожиданиям, второй координате: ожидание аффективного отношения, социального, интимного.Тогда и сами социометрические оценки и ожидания становятся напряженно-разрешенными: социальное признание “+2” это не “1 + 1”, а “3 – 1”, т.е. аффективное принятие с интимным отвержением и, действительно, социальное отношение подразумевает принятие иного, но без интимности. Нулевая же оценка суть никак не “нормально” или “никак”, а 0 = +3 – 3, что соответствует нерешительности, незнанию, неопределенности. Ноль – это самые напряженные оценки и ожидания: смущение, удивление, тревога (оценка 0) – мы не знаем как относиться: принять или отвергнуть. Нулевые ожидания – это игнорирование иной личности, использование ее, нам не важно отвергнет ли нас другой или примет: презрение, высокомерие, наслаждение, сладострастие… Ревность же неопределена и в оценки иного и в ожиданиях – предельная неопределенность и напряженность.

Это помогает проникнуть в нетривиальное и прячущееся содержание некоторых переживаний. Дело в том, что интимность затмевается социальностью, а социальные чувства уходят в тень при появлении аффектов. Поэтому на поверхности эмоции всегда находится более яркое: если оценка +2, а ожидания  – 3 (раскаяние), то аффективное самоосуждение будет скрывать в своей тени социальное принятие. Эмоции нас обманывают. К примеру, вохищение (+3, +1)  суть аффективное принятие, что, вообще-то, на поверхности восхищения, при ожидании интимного принятия, спрятанного за фасадом громких аплодисментов (“Я лично знаком с этой знаменитостью” или “Меня сам министр поблагодарил”). Противоположный восхищению триумф (+1, +3): очевидное ожидание диферамбов восхищенной толпы, при скрытой интимной привязанности к публике,  катастрофической зависимости от своих почитателей. Страх (0, -3): я никто и звать меня никак, а что делать- я не знаю (0 = +3 – 3). Чувство вины (+1 -2): я оплошал, я проколося, ругайте меня, но интимная оценка + 1 выдает детскую зависимость “вы же меня все же любите, ведь вы меня не бросите”. Иногда в эмоциях полезно обнаружить некую “нечестность”, “математическую несправедливость”. Допустим, в брезгливости оценка “- 3″, а ожидания ” – 1″, что можно расценить как “наезд”, в кокетстве оценка ” + 1″, а ожидания ” + 2″, что-то вроде “ты хорош, но я еще лучше”. Эта напряженная “нечестность” достигает максимума в гневе (-3/+3) и сострадании (+3/ – 3), а минимума в радости (+3/+3) и отвращении (-3/ – 3).

Лексическое выражение

Акценты на ожиданиях и оценках, внутренний  конфликт: эмоции лгут и мне и вам

Психолого-психиатрические типологии

Культурологические оси и типы культур

Юнговские функции

Цветопсихология

Ориентации

Адекватность эмоций

Структуры круга: квадры,орто и диа линии, вторичные и третичные эффекты, перекачка объект и нарцисслибидо, типы мышления