История возникновения

Наше общественное объединение существует с 1980 года. Первые 10 лет его работы были посвящены детской игровой психотерапии в малых группах. Занятия были направлены на раскрытие творческого потенциала, групповой сплоченности, красоты межличностных отношений и тотального переживания жизни в группе. Через 4 – 5 лет работы с группой, когда детям исполнялось 13-14 лет, их отношения становились мистически завораживающими, полными и сострадания и сорадования.

За эти годы была выстрадана следующая истина: общеобразовательная школа с её жесткой атмосферой уродует психику детей, которую мы пытаемся «подлатать» на своих занятиях. В 1990 году один из детей, выросший до квалифицированного руководителя, предложил не отдавать детей в школу, а взять на себя их образование, избежав тем самым дилеммы «школа калечит – мы лечим». Демократизация нашего общества к тому моменту позволила осуществить эту идею, воспользовавшись формой семейного образования и последующего экстерната.

Взяв на себя все образовательные функции массовой школы, сохранив идею гармонизации межличностных отношений и достижения максимальной групповой сплоченности, за 13 лет мы пришли к некоторым удивительным результатам. Во-первых, начальную школу две трети детей могут закончить за 1,5 года, занимаясь лишь 3 часа в день, пять раз в неделю и при минимальном домашнем задании (не более 30 минут), имея при этом дополнительно к образовательному стандарту начальной школы разговорный английский и немецкий языки, программирование, греческую мифологию. Во-вторых, все время учебы дети сохраняют стойкий интерес к знаниям (часто просят задать домой побольше, иногда, увлекшись, просят дополнительных занятий, при работе воодушевлены), а в старшем возрасте углубленно изучают 3-4 предмета далеко за рамками среднего образования. В-третьих, практически все дети к 12-13 годам могут переводить неадаптированные англоязычные фильмы, а некоторые – синхронно. В-четвертых, в учебе они честны (сталкиваясь в экстернате со списыванием, недоумевают), не гонятся за видимостью успеха (у нас нет оценок), с радостью помогают друг другу, умудряясь не делать при этом работу другого.Многие говорят, что даже на лицо наши дети заметно отличны от своих сверстников в массовой школе. В-шестых, более половины детей способны сдать, и сдают, выпускные экзамены в 14 лет (в 2000 году, когда первые наши 4 выпускника сдавали экстернат, в их адрес было сказано: «Да они просто профессора, по сравнению со школьными детьми»), а в ВУЗах они ярко выделяются своей широкой образованностью и способностью учиться. В-седьмых,… этот список можно увеличить вдесятеро.

Каковы же выкристаллизовавшиеся за эти годы принципы?

Первое. Главное – это развитие, а не обучение. Обучение должно быть подчинено развитию и чем меньше ребенок – тем больше. Дети пришедшие к нам из массовой школы в 10 лет уже не могут достичь того уровня развития, что занимающиеся у нас с 6-7 лет. Соответственно этому принципу, у нас нет программ: мы идем не от программы, а от ребенка.

Второе. Минимум заорганизованности. Правильные красивые записи и всяческое оформление под стандарт – это последнее дело.Дисциплины у нас нет, есть неписанный этикет, более похожий на семейный пиетет. Между уроками нет перемен, но на уроке все могут говорить, выходить.

Нет отделения старших от младших (нет классно-урочной системы), например, в английском ребенок в продвинутой группе, в русском – по возрасту, в программирование – сам по себе.

Третье. Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители: экономисты, инженеры, врачи – все, кому интересно это дело. Интерес выше профессионализма. Старшие учат средних, средние – младших, знающие – незнающих.

Четвертое. Мы – не образовательное учреждение, а полный жизни коллектив детей и взрослых. Мы ходим друг к другу в гости, мы вместе играем после занятий, мы выезжаем в короткие зимние и в полуторомесячные летние походы, мы вместе репетируем спектакли и веселимся на праздниках, мы ссоримся и миримся, мы переживаем друг за друга.