Ближайшее пятничное занятие – в сентябре.
Занятие бесплатное. Приглашаем психологов, специалистов, студентов и просто всех интересующихся.
Адрес: ул. Россошанская, в пяти минутах ходьбы от ст. м. “Улица Академика Янгеля”
Подробности можно уточнить по телефону:
+7 905 748 79 96 Анна Владимировна
Клоновские занятия проходят по пятницам два раза в месяц – в середине и в конце каждого месяца.
Пятничная туса – тренинг длиною в восемь лет, 250 встреч, калейдоскоп из 600 техник, игр, тестов, тестиков и тестичков, 1000 часов непрерывного воодушевления, 1200 студентов, молодых специалистов, кроликов, сочувствующих, удивляющихся, негодующих, отстраненных и наблюдающих шизоидов, предоставленных произволу спонтанной игры и моему волюнтаризму.
Когда-то мне казалось, что у этого потока есть начало, направление, назначение… Но теперь я точно знаю, что он течет из ниоткуда в никуда. Прилежный студент, пытающийся что-то понять, добросовестно найти смысл в этом движении раздражает меня, ибо он останавливает поток, ставит запруду-островок, на котором мог бы отдохнуть школярский интеллект, шатающийся на костылях логики. И тогда я вытаскиваю на свет что-то подобное абсурдной «Печатной машинке» Станиславского и начинаю вытравливать как истый Дзен-буддист всякие намеки на смысл происходящего.
Никаких объяснений – только переживание. Каждая метода может быть оборвана посередине или растянута на полтора часа – суть от этого не изменится. Могу даже предположить, что если кому-нибудь удалось бы повернуть время вспять и пройти весь тренинг в обратном направлении, он бы не заметил никакой разницы. Смыслообразующий интеллект должен потерпеть поражение: периферическое мышление вполне сносно чувствует себя в этом хаосе, но эгоцентрированное – агонизирует. Децентрация «Архитектора» – это не прелюдия к занятию, а его соль и пафос.
Да, вроде, и никто спорить с этим не будет, но в глубине души будет надеяться на то, что в тренинге все же скрыта некая суть. А жаль.
Вечера в Клоне близ Россошаньки,
точнее,
пятничная ночь перед weekend’ом
В то время, когда неофиты с надеждой читают заголовок «МОПС», аборигены все больше сомневаются в том, что пятничная встреча – это психологический клуб или психологические тренинги или, быть может, психологический театр одного зрителя, в котором Б.С.-то и суть этот самый единственный зритель.
Психология в клоне лишь модное платье, которое делает женщину привлекательнее и желаннее. В начале ХХ века пятничная туса рядилась бы в одежу марксистского кружка или «чего там еще было в моде», а в средневековье в теологическую тогу схоластов, и только в неандертальские времена ходила бы голой.
Так почему же? Вот список наших девяти муз.
Отмена иерархии № 1: нет разделения на зрителей и исполнителей: в любую минуту из созерцателя вы превращаетесь в действующее лицо; нет рампы, нет сцены и как мы ненавидим не участвующих участников, как будто они подглядывают, смущая нас!
Отмена иерархии № 2: возрастной (у нас бывают и 15-летние, которые становятся взрослыми, так и 60-летние, которые впадают в детство, вроде меня).
Отмена иерархии № 3: компетентности (первокурсник оказывается блистательнее профессора психологии, а инженер или журналист интереснее и компетентнее профессионального психолога).
Отмена иерархии № 4: группового стажа (зеленый неофит, словно огурец, лучше старых двух и О, с каким аппетитом мы набрасываемся на новеньких!).
И вытекающая отсюда, отмена иерархии № 5: исчезновение режиссера или тренера (внедренная в жизнь постмодернистская концепция исчезновения автора).
Отмена иерархии № 6: платы за занятия (отказ от бесплатности породил бы иерархию и заставил бы искать некий смысл, пользу, прагматизм в абсурдной пятнице).
Отмена иерархии № 7: отмена официальной внеклоновской жизни с помощью ников, этаких масок, которые позволяют «не стесняться».
Отмена иерархии № 8: половой (в мужчинах ищем anima, в девушках – animus).
Отмена иерархии № 9: научности психологии (зрелищность диагностики, публичность результатов, эклектизм рефлексий, вольность обращения с тестами, использование ЦТО – о, Люшер! бессознательной социометрии – о, Морено! оргии и круга касаний – о, Фопель! «невозможной» классификации эмоций – о, Юнг! и пр.- да у породистого психолога волосы встают дыбом от такого!)
Так неужели, пятничная туса нечто небывалое и невиданное?
К счастью, мы не первые.
Это Карнавал
Вот мнение Бахтина, а быть может и самого Рабле.
На карнавале не играют, а в нем живут. Это выход за пределы официального строя жизни – другая жизнь. Утопическое царство всенародности, свободы, равенства и изобилия. Если вы в театре, смотрите шоу, купаетесь в аквапарке, терапевтируете у психолога, то эти структуры лишь поддерживают сущесующий порядок, тогда как карнавал отменяет его.
Карнавал – это праздник, но не день Победы, день России или взятия Бастилии – все они удерживают статус кво, обращены в прошлое, карнавал же – в будущее, в отмену традицийности.
Самое пошлое объяснение праздника – потребность в отдыхе, от труда. Сам по себе отдых не превратиться в праздник, должно быть что-то из иной сферы, иного мира, инфернального мира, к примеру, ежегодное возвращение Персефоны из царства Аида.
Не все читали Рабле или уж точно никто не видел настоящего карнавала, поэтому вспомним гоголевскую ночь перед Рождеством: вот оно, наш русский карнавал!
Ну, а отчего же так часто? Не раз в год, а каждую неделю. Если верить историкам, то в средневековых городах карнавалы занимали в общей сложности около трех месяцев в году – это больше, чем раз в неделю! Поэтому следует обратиться к дериватам карнавала, сатурналиям. Они, сатурналии (то есть, Saturday) – возвращение золотого века Cатурна каждую субботу – ну а мы, по пятницам (Friday – от Афродита, т.е. афродизалии по-гречески или венералии по-латински). Даже создаваемая нами в своей микро культуре терминология: оргия, почетный дьявол клона, круг касаний (почитай, лапанья) и пр. созвучны смыслу римских сатурналий.
Теперь, текучесть кадров. Карнавальная маска обеспечивала анонимность, а значит, раскованность, свободу от официальной жизни, но мы не можем одеть маски: все узнаваемы. А вот новый, незнакомый неофит – это настоящая карнавальная маска. Мы его действительно не знаем, он невеста (не-весть-кто) и он реально карнавализирует занятие, которое без новеньких превращается в поиски новых методик, психологическую заумь. Неофиты нужны как хлеб, а значит, кто-то будет исчезать.
«Между тем черт сомнения крался потихоньку к месяцу психологии и уже протянул было руку схватить его…»
Вот мнение одного из участников пятничных карнавалов:
“…формат, позволяющий дать голос самому Телу, живущему странной жизнью, его, часто непонятным , импульсам и движениям. Родина Тела – оргазмические миры изобилия и полноты, оно и живёт так, тотально, захватывающе, затрагивающе до смерти, как в счастье, так и в страданиях/как там у детей – болит здесь=болит везде и будет болеть всегда/, и ему не поместиться в форматы человеческой социальной событийности, выхолощенные территории, простреливаемые интеллектом, как медведю не поместиться в спичечную коробку. Спонтанное, потоковое повествование активного воображения, под влиянием непредсказуемых прикосновений направляющего, может раскрыть сущностные движения тела, усиливая их проявления, создавая новые русла для выражения тела, обнаруживать заторы и пробивать их, выводя тело на просторы явленности .
Сообщение Джи от 19 января 2012 г.
А вот сравнение профессионаьного тренинга и нашего карнавала:
…я всё перевариваю – тренинг осмысленный и тренинг безбашенный. Эмоции социальные и интимные. Оказывается, даже ощущение “свои” может быть сильно разным. Свои – с кем можно открыто говорить… или свои, которым можно повеситься на шею. Там (вот там) постоянно назывались свои переживания, мысли и ощущения. Что давало ощущение открытости, возможности проявлять себя. Все как-то за этим пришли. И было какое-то уважение что ли к мнению каждого. Такое – чинное, внимательное, вежливое. Искреннее. Но.. регламентированное? Нет, не чопорное. И не дистантное. Но каждый всё-таки в своём. И были взаимодействия, но не было, вроде, столкновений. Или для меня не было?
Здесь же откровенность другая. Эмоции другого порядка. Шире спектр. Из-за ненаправленности на что-то оглашённое – куда тренинг направится, в общем-то не совсем ясно. Во что выльется? Что откроется?
Короче. Я всё пытаюсь провести аналогию, но из-за кучи деталей не получается. А анология с социальными и интимными эмоциями. В социальных – всё вроде то же. Но всё в рамках приличий. Всё может быть вполне мило. И вполне безопасно. Всё оговорено или умолчено – примерно интуитивно ясно. И есть рамки. И негласные правила. Вот такие тренинги – собственно тренинги. С целью, с регламентом, с правилами, со структурой. Направленные, осмысленные… Безопасные и надёжные.
В интимных – нет ничего прописанного, нет ничего оговоренного. Ты не знаешь – пан или пропал. Это риск, это азарт. Это близость и даль. Это непредсказуемость, внезапность. Это пики и падения, взрывы и тишина. Это тренинг без цели. Это борьба без правил. Это вольный стиль. И карнавал. Это жизнь первобытного охотника – жизнь волка, который может сидеть голодным неделями, а потом настичь бизона.
{…} …организованному тренингу не снились горящие глаза внезапных идей, которые тут же и проверим. Эйфории, эротизм, любой наш традиционный накал эмоций – не снился. Наверное. Хаотическое, нестандартное и бессовестно-бессознательное.. мы натыкаемся на идеи, озарения, осмысления, осознания внезапно. И никогда не знаешь, где.. но может ли что-то настолько глубокое всплыть там – в организованном и осмысленном?
Да, мы можем по несколько недель проводить, не особо осмысливая, чем вообще занимаемся. А можем за вечер набурить находок.
Сообщение Лами от 19 мая 2012