Изнанка красивой вышивки

Чтобы информация о нашей школе не превратилась  в рекламную PR-акцию, необходимо рассказать об изнанке красивой вышивки – ведь каждый момент организации нашей школьной жизни может быть интерпретирован и как плюс, и как минус. Зная и то, и другое, нужно лишь понять – ваше ли это, наша школа?

Индивидуальный подход. Всем нам, учившимся в массовой школе, хорошо известно, что можно пропустить целую тему, а то и непонравившийся  предмет, кое-как получив три с минусом и, облегченно вздохнув, двигаться дальше. При нашем же индивидуальном подходе, ребенка вернут к непонятому и будут работать с ним до полного прояснения. Массовая же школа с ее программой и календарным планом двигается словно паровоз по расписанию, не обращая внимания на опоздавших пассажиров. Механизм учета в виде оценок от  3 с минусом  до 5 с плюсом, позволяет кое-как учесть индивидуальность ребенка. Наш же подход, на этом фоне, выглядит весьма недемократично и жестко – у нас нет оценок. Массовая школа по злому добра, мы же по доброму злы.

Маленький и разновозрастной коллектив. Такой состав  позволяет заботиться о младших и получать заботу старших.  Младшие, с восторгом и завистью видят, как старшие синхронно переводят мультфильм «Beauty and the Beast», мечтая, поскорее научиться этому. Коллектив из 15 – 20 детей с тремя-четырьмя преподавателями обеспечивает психологически комфортную атмосферу, в противоположность казенным  классам массовой школы, которые, будучи предоставлены  самим себе, стремятся к жестким отношениями и доминированию маргинальных ценностей. Но у нас весьма непросто найти себе друга и обрести alter-ego, что особенно заметно в подростковом возрасте.

Нет традиционной дисциплины. Есть категория детей, которые хорошо работают лишь при сильной стимуляции: оценки, награды, наказания и поощрения, возмущение преподавателя и прочее – мы так не работаем. Разделяя мнение А.С.Макаренко «Дисциплина – не средство, а результат воспитания», мы не  кричим и не ругаемся, не ставим  двоек и, вообще, каких-либо оценок, не вызываем родителей, дабы пожаловаться. В такой обстановке, дети, требующие прессинга, «кнута или пряника», особенно не “процветают”.  Сюда же нужно отнести и родителей, которые, зная, что их не будут ругать или требовать справки от врача, приводят  детей на полчаса позднее или, вконец, пропускают, если им вдруг не хочется рано вставать. Никто не будет Вас подстегивать – будем работать в тех условиях, которые вы предлагаете.

         Прессинг окружения. Другой способ и другие результаты обучения приводят к тому, что сравнение с соседом по массовой школе вселяют панику.  «Ах, они там уже решают уравнения! Ох,  у них такие аккуратные тетрадки!»  Неважно, что наши  дети говорят по-английски или на голову выше в математике, чем ребенок вашей подружки, зато в массовой школе красивые записи, корректное оформление и Природоведение. На Вас, избравшего нашу школу, и ребенка будут смотреть как на белых ворон, вы постоянно будете испытывать прессинг окружения, которому нужно противостоять. На это регулярно жалуются родители. Это видно невооруженным глазом, в отличие от обратной стороны индивидуального подхода. Наиболее сильное воздействие оказывают бабушки и дедушки. Порой, доходит до того, что родители скрывают от своих родителей, т.е. бабушек и дедушек, что их внуки и внучки учатся в такой необычайной школе.

Семейственность. Наша организация занятий предполагает, что дети не сидят друг другу в затылочек для исключения взаимного общения и сосредоточенности лишь на учителе-надзирателе-командире (армейско-тюремный принцип), а расположены vis-a-vis вокруг стола. А сам учитель не возглавляет группу, расположившись у доски, которой-то у нас и нет,  а растворен в ней, группе детей. Такая диспозиция предполагает дистанцию не более 1,5 метров, а то и менее полуметра, последнее характерно для 5-8 летних детей, которые зачастую залазят на колени педагога. Психологи давно подметили связь дистанции общения с его стилем: 2-10 метров – социальная дистанция,  характерная для классов массовой школы (громкий и отчетливый голос, корректность, подчиненность и психологическое дистанцирование); 1,5 – 0,6 метра – личностная дистанция (демократичность, легкость, непринужденность); менее 0,6 метра – интимная зона (душевность, доверие, поддержка). Сообразно всему сказанному, наши дети не получают опыта работы в массе, больших коллективах, а скорее пестуют свой нонконформизм.